ИнфоТехноПроект Персональные данные Семинары Кадровое агентство
Персональные данные - это просто!

Статьи

«Информационные технологии»

11.07.2018
Электронное правительство нужно 6% россиян

02.03.2018
В России информационная безопасность становится бумажной.

«Государственные закупки»

23.05.2018
Дмитрий Медведев: Закон о госзакупках превратился в тормоз общественного и научного развития

11.05.2018
Дума установила в I чтении правила госзакупок госкорпорациями и монополиями

Тел. / Факс:
+7 (495) 932–93–01
+7 (495) 762–60–02
E-mail:

Социальные сети: возможен ли контроль за обработкой ПД?

08.05.2012
Журнал «Персональные данные»

Социальные сети уже давно стали неотъемлемой частью жизни практически каждого пользователя Интернета. Их используют для общения, продвижения бизнес-услуг, купли-продажи, рекламы, предоставления услуг и информации... Возможно, с этой позиции социальные сети — продукт позитивный и даже полезный. Но другая сторона медали — социальные сети можно использовать для шантажа, пропаганды насилия и экстремизма, вымогательства и иных видов мошенничества и сетевых преступлений. И здесь вопрос контроля за обработкой персональных данных весьма актуален, так как фактически каждая социальная сеть является оператором персональных данных, который обрабатывает информацию персонального характера иногда о миллионах граждан.

По данным on-line опроса, проведенного информационным каналом Subscribe. ru, среди 5500 пользователей, представляющих активную (месячную) российскую интернет-аудиторию, последняя практически полностью вовлечена в социальные сети. Около 13% пользователей зарегистрированы хотя бы в одной соцсети, 22% — в двух социальных сетях. Каждый четвертый (25%) пользователь зарегистрирован в трех, а каждый третий (33%) — более чем в трех социальных сетях. При этом около 59% среди пользователей социальных сетей ежедневно посещают хотя бы одну Сеть из числа тех, где они зарегистрированы; около четверти (25%) делают это несколько раз в неделю, а 15% — не чаще одного раза в неделю. И только 6% опрошенных пользователей не зарегистрированы ни в одной из социальных сетей.

Что же о себе рассказывают пользователи социальных сетей? 80% сообщают такие сведения, как имя и фамилия, только пол указывают 78%, дату рождения пишут 74%, лишь возраст — 60%, образование — 66%. Указанные пользователи не переживают, что использование данных другими людьми (в том числе, несанкционированное) может причинить им какой-либо вред. При этом 52% пользователей социальных сетей для сохранения конфиденциальности лишь ограничивают права других пользователей в возможности просмотра их личной информации.

Стоит отметить, что данная статистика касается российских пользователей. В Европе ситуация иная, и об этом мы не раз писали и говорили на конференциях. И связано это с таким банальным, казалось бы, фактором, как осознание потенциальной опасности. Кроме того, в европейских странах вопросы защиты информации и персональных данных в Интернете — тема не новая, и уже со школы детей знакомят с правилами поведения в Сети и объясняют опасность излишней открытости.

Но вернемся к нашей стране. Бум социальных сетей уже миновал, россияне поняли, что своих социальных сетей недостаточно, и потянулись к зарубежным сервисам. Facebook, Goggle+, Netlog казались заманчивыми до тех пор, пока пользователи не почувствовали, что ситуация становится неконтролируемой: персональные данные, фотографии, иная личная и конфиденциальная информация, однажды загруженная в социальной сети, «гуляет» по Интернету и ее невозможно удалить. К сожалению, в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и других подзаконных актах такие моменты, как защита персональных данных в Интернете, четко и однозначно прописаны не были. Потому первые случаи «утечки» личной информации застали пользователей социальных сетей врасплох, более того — люди понятия не имели, куда обращаться за помощью, особенно, если произошедшая утечка причинила моральный или даже материальный ущерб. Возникал вопрос, является ли владелец социальной сети оператором персональных данных? Можно ли к нему применять те же требования, как и к любой организации, обрабатывающей персональные данные в своих ИСПДн?

Полную версию материала читайте в номере № 4 (45) журнала «Персональные данные».

Яндекс.Метрика