ИнфоТехноПроект Персональные данные Семинары Кадровое агентство

Статьи

«Информационные технологии»

11.07.2018
Электронное правительство нужно 6% россиян

02.03.2018
В России информационная безопасность становится бумажной.

«Государственные закупки»

23.05.2018
Дмитрий Медведев: Закон о госзакупках превратился в тормоз общественного и научного развития

11.05.2018
Дума установила в I чтении правила госзакупок госкорпорациями и монополиями

Тел.:
+7 (495) 932–93–01
+7 (495) 762–60–02
E-mail:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Приказ
от 1 апреля 2009 г. № 123

Об утверждении административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации

Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

Директор  А. Бортников

Приложение
к Приказу ФСБ России
от 1 апреля 2009 г. № 123

Административный регламент
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации

I. Общие положения

1. Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации (далее — государственная функция).

2. Государственная функция исполняется Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее — лицензирующий орган) в части разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

  1. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ);
  2. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
  3. Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;
  4. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  5. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
  6. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»
  8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439»;
  9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
  11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии»;
  12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»;
  13. Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. № 21 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности» (с изменениями, внесенными Приказом ФСБ России от 4 апреля 2008 г. № 149).

4. Результатами исполнения государственной функции являются:

  • предоставление (отказ в предоставлении) лицензии на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации (далее — лицензия);
  • продление срока действия лицензии в порядке переоформления;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • приостановление действия лицензии;
  • возобновление действия лицензии;
  • аннулирование лицензии;
  • выдача дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • ведение реестра лицензий;
  • предоставление выписки из реестра лицензий.

5. Юридическими фактами, заканчивающими исполнение государственной функции, являются принятие решения лицензирующим органом и последующее уведомление заявителя о принятом решении.

6. Пользователями государственной функции являются юридические лица либо индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществлять деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

7. Информация об исполнении государственной функции предоставляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа.

8. Схема последовательности действий при исполнении государственной функции приведена в приложении № 1 к Регламенту.

9. Почтовый адрес для направления соответствующих документов и письменных обращений: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 2.

Информация о порядке исполнения государственной функции и реквизитах для уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, размещается на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет: www.fsb.ru (далее — сайт).

Номера телефонов лицензирующего органа приводятся на сайте.

10. Консультации по процедуре исполнения государственной функции предоставляются уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа по письменным обращениям и телефону.

11. При консультировании по письменным обращениям ответ направляется почтовым отправлением по адресу, указанному в обращении, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письменного обращения в лицензирующем органе.

12. При консультировании по телефону должностные лица лицензирующего органа предоставляют следующую информацию:

  • о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в секретариате лицензирующего органа заявления по вопросам лицензирования;
  • о принятом решении по конкретному заявлению;
  • о нормативных правовых актах по вопросам лицензирования (дата, номер, наименование);
  • о необходимых документах для получения лицензии;
  • о размещении на сайте информации из реестра лицензий, а также справочных материалов по вопросам лицензирования.

Сроки исполнения государственной функции

13. Срок исполнения государственной функции по предоставлению лицензии — не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, в том числе:

  • прием и регистрация заявления и документов — 1 день;
  • рассмотрение заявления и документов — 4 дня;
  • проведение проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий — 30 дней;
  • подготовка решения лицензирующего органа — 7 дней;
  • уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа — 3 дня.

14. Срок исполнения государственной функции по продлению срока действия лицензии в порядке переоформления — не более 10 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия лицензии в порядке переоформления, в том числе:

  • прием и регистрация заявления и документов — 1 день;
  • рассмотрение заявления и документов — 6 дней;
  • подготовка решения лицензирующего органа — 1 день;
  • уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа — 2 дня.

15. Срок исполнения государственной функции по переоформлению документа, подтверждающего наличие лицензии, — не более 10 дней со дня поступления заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемых к нему документов, в том числе:

  • при реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или местонахождения либо изменении имени или места жительства индивидуального предпринимателя:
  • прием и регистрация заявления и документов — 1 день;
  • рассмотрение заявления и документов — 5 дней;
  • подготовка решения лицензирующего органа — 2 дня;
  • уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа — 2 дня;
  • при изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем:
  • прием и регистрация заявления и документов — 1 день;
  • рассмотрение заявления и документов — 2 дня;
  • проведение проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий — 4 дня;
  • подготовка решения лицензирующего органа — 2 дня;
  • уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа — 1 день.

16. Срок исполнения государственной функции по приостановлению действия лицензии — не позднее 1 дня со дня вступления решения суда в законную силу.

17. Срок исполнения государственной функции по возобновлению действия лицензии — не позднее 1 дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

18. Срок исполнения государственной функции по аннулированию лицензии — не позднее 1 дня со дня вступления решения суда в законную силу.

19. Срок исполнения государственной функции по выдаче дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии, — не более 10 дней со дня получения соответствующего заявления.

20. Срок исполнения государственной функции по ведению реестра лицензий — не позднее 3 дней со дня принятия соответствующего решения лицензирующего органа.

21. Срок исполнения государственной функции по предоставлению информации из реестра лицензий — не позднее 3 дней со дня поступления запроса.

22. Предоставление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется не позднее 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

Продление срока действия лицензии в порядке переоформления либо переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется не позднее 3 дней после представления лицензиатом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

Выдача дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется не позднее 3 дней после представления лицензиатом документа, подтверждающего внесение платы за выдачу дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии.

Предоставление выписки из реестра лицензий осуществляется не позднее 3 дней после представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление выписки из реестра лицензий.

Основания для приостановления исполнения (отказа в исполнении) государственной функции

23. Основанием для приостановления исполнения государственной функции является волеизъявление соискателя лицензии, выраженное в письменной форме, об отзыве заявления о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии. В случае приостановления исполнения государственной функции должностное лицо лицензирующего органа в течение 7 дней возвращает заявителю документы, прилагаемые к заявлению.

24. Основанием для отказа в исполнении государственной функции является отсутствие документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 Регламента. В случае отказа в исполнении государственной функции лицензирующий орган в течение 7 дней возвращает заявителю документы, прилагаемые к заявлению.

Документы, необходимые для исполнения государственной функции

25. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии (приложение № 2 к Регламенту) (далее — заявление), в котором указываются:

  • лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять;
  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.

В целях повышения эффективности взаимодействия с лицензирующим органом соискатель лицензии в заявлении может также указать:

  • контактный телефон лица, выделенного от соискателя лицензии для взаимодействия с лицензирующим органом;
  • имя, фамилию и (в случае, если имеется) отчество руководителя организации соискателя лицензий;
  • адрес налогового органа, на учете в котором состоит соискатель лицензии.

26. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов соискателя лицензии, выполняющих работы по лицензируемой деятельности (дипломов, удостоверений, свидетельств);
  • копии документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности, либо копии договоров аренды указанных помещений или безвозмездного пользования ими;
  • копии документов, подтверждающих право на используемые для осуществления лицензируемой деятельности программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;
  • сведения о наличии производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности, с приложением копий документов о поверке контрольно-измерительного оборудования;
  • сведения об имеющихся у соискателя лицензии нормативных правовых актах, нормативно-методических и методических документах по вопросам разработки и производства средств защиты информации.

27. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» за совершение действий, связанных с лицензированием, взимается государственная пошлина (плата):

  • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 рублей;
  • за предоставление лицензии — 1000 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 рублей;
  • за выдачу дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии, — 10 рублей;
  • за предоставление выписки из реестра лицензий — 10 рублей.

III. Административные процедуры

Последовательность административных процедур при исполнении государственной функции

28. Исполнение государственной функции по лицензированию включает следующие административные процедуры:

  • прием лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий;
  • принятие лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии;
  • выдача лицензирующим органом соискателю лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • продление срока действия лицензии;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • проверка выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий;
  • приостановление действия лицензии;
  • возобновление действия лицензии;
  • аннулирование лицензии;
  • занесение сведений о лицензиате в реестр лицензий;
  • предоставление выписки из реестра лицензий.

Прием лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии

29. Основанием для начала исполнения государственной функции является прием и регистрация заявления.

30. Заявление представляется в лицензирующий орган.

31. Для получения лицензии соискатель лицензии предоставляет в лицензирующий орган заявление с приложением документов, указанных в пункте 26 Регламента.

32. Лицензирующий орган в день получения заявления проверяет правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов.

33. Датой принятия лицензирующим органом заявления и документов к рассмотрению считается дата регистрации заявления в секретариате лицензирующего органа.

Проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий

34. Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 25 Регламента, путем сопоставления сведений, содержащихся в указанных документах, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

35. Лицензирующий орган получает сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов в порядке, установленном Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» и от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439».

36. В случае выявления неполноты сведений лицензирующий орган в срок, не превышающий 15 дней, направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений.

37. После проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии лицензирующий орган по согласованию с соискателем лицензии назначает дату и место проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии следующих лицензионных требований и условий:

  • выполнение нормативных правовых актов, относящихся к лицензируемой деятельности, нормативно-методических документов, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности;
  • выполнение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и выполнение установленных обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;
  • наличие условий, предотвращающих несанкционированный доступ к средствам защиты конфиденциальной информации, обеспечивающих хранение нормативной и эксплуатационной документации, инсталляционных дискет и дистрибутивов программных и программно-аппаратных средств защиты конфиденциальной информации в металлических шкафах (хранилищах, сейфах), оборудованных внутренними замками, а также хранение дубликатов ключей от металлических шкафов (хранилищ, сейфов) и входных дверей в сейфе ответственного лица, назначенного руководителем соискателя лицензии;
  • соответствие помещений (производственная площадь, состояние помещений, обеспечиваемые в них условия) требованиям технической и технологической документации на оборудование, размещаемое в этих помещениях и используемое для осуществления лицензируемой деятельности;
  • соответствие производственного, технологического, испытательного и контрольно-измерительного оборудования требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, относящимися к лицензируемой деятельности;
  • аттестация средств обработки информации, используемых для разработки средств защиты конфиденциальной информации, в соответствии с требованиями по защите информации с использованием лицензионных баз данных и программного обеспечения для электронно-вычислительных машин;
  • выполнение требований конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • наличие системы учета изменений, внесенных в техническую и конструкторскую документацию на производимую продукцию, и системы учета готовой продукции;
  • наличие у руководителя соискателя лицензии и (или) уполномоченного им лица документа о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации либо документов о высшем или среднем профессиональном (техническом) образовании и о переподготовке или повышении квалификации по вопросам технической защиты информации, а также производственного стажа в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;
  • наличие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, документа о высшем образовании или профессиональной подготовке со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

38. Соискатель лицензии обеспечивает проведение проверки требований и условий, предъявляемых к нему для осуществления лицензируемой деятельности. Для повышения эффективности взаимодействия с лицензирующим органом соискатель лицензии до начала проверки представляет в лицензирующий орган сведения, как правило, оформленные в виде справки о наличии у него условий для осуществления заявленного вида деятельности.

Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

39. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится уполномоченным лицом лицензирующего органа в соответствии с распоряжением (приказом) лицензирующего органа о проведении проверки, в котором указываются:

  • дата и номер распоряжения (приказа) лицензирующего органа о проведении проверки;
  • наименование лицензирующего органа;
  • фамилия, имя, отчество лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
  • дата начала и дата окончания проверки.

40. Распоряжение (приказ) лицензирующего органа о проведении проверки либо его копия или выписка из него, заверенная печатью лицензирующего органа, вместе со служебным удостоверением лица, уполномоченного на проведение проверки, предъявляются руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю.

Проверка может проводиться только тем лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) лицензирующего органа о проведении проверки.

41. Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

42. При проведении проверки уполномоченные лица лицензирующего органа обязаны:

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателя лицензии;
  • проводить проверку на основании и в строгом соответствии с распоряжением (приказом) лицензирующего органа о проведении проверки;
  • посещать объекты (территории и помещения) соискателя лицензии в целях проведения проверки только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения (приказа) лицензирующего органа о проведении проверки;
  • не препятствовать представителям соискателя лицензии присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • представлять соискателю лицензии либо его представителям, присутствующим при проведении проверки, необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки;
  • знакомить соискателя лицензии либо его представителей с результатами проверки;
  • доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

43. По результатам проверки уполномоченным должностным лицом (лицами) лицензирующего органа составляется акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий (далее — акт) в одном экземпляре, который приобщается к лицензионному делу.

Выписка из акта направляется вместе с письмом о направлении лицензии при наличии замечаний, предписаний и рекомендаций по итогам проведения проверки.

Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии

44. Лицензирующий орган обязан в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии, уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

45. Уведомление о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии вручается лицензиату лично или направляется ему по почте.

46. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии вручается соискателю лицензии лично или направляется ему по почте с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Выдача лицензирующим органом соискателю лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии

47. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) соискателю лицензии с письмом о направлении лицензии, второй экземпляр хранится в лицензионном деле лицензиата.

48. Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется в двух экземплярах (на каждом проставляется пометка «Дубликат»). Первый экземпляр дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату, второй экземпляр хранится в лицензионном деле лицензиата.

Продление срока действия лицензии

49. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата (приложение № 2 к Регламенту) в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

50. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, юридическое лицо (либо его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (приложение № 2 к Регламенту).

51. В заявлении о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

52. Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.

53. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

54. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии у юридического лица (либо его правопреемника) или индивидуального предпринимателя, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, осуществляется после проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий по новому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, проводимой в порядке, установленном пунктом 38 Регламента.

55. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, должностное лицо лицензирующего органа вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

56. Уведомление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, вручается лицензиату лично или направляется ему по почте.

57. Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, вручается лично или направляется по почте уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

Проверка выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий

58. В целях проверки выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензирующим органом в пределах своей компетенции проводятся плановые и внеплановые мероприятия по контролю за:

  • выполнением нормативных правовых актов, относящихся к лицензируемой деятельности, нормативно-методических документов, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности;
  • выполнением лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и выполнение установленных обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;
  • наличием условий, предотвращающих несанкционированный доступ к средствам защиты конфиденциальной информации, обеспечивающих хранение нормативной и эксплуатационной документации, инсталляционных дискет и дистрибутивов программных и программно-аппаратных средств защиты конфиденциальной информации в металлических шкафах (хранилищах, сейфах), оборудованных внутренними замками, а также хранение дубликатов ключей от металлических шкафов (хранилищ, сейфов) и входных дверей в сейфе ответственного лица, назначенного руководителем лицензиата;
  • соответствием помещений (производственная площадь, состояние помещений, обеспечиваемые в них условия) требованиям технической и технологической документации на оборудование, размещаемое в этих помещениях и используемое для осуществления лицензируемой деятельности;
  • соответствием производственного, технологического, испытательного и контрольно-измерительного оборудования требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, относящимися к лицензируемой деятельности;
  • наличием аттестованных средств обработки информации, используемых для разработки средств защиты конфиденциальной информации, в соответствии с требованиями по защите информации с использованием лицензионных баз данных и программного обеспечения для электронно-вычислительных машин;
  • выполнением требований конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • наличием системы учета изменений, внесенных в техническую и конструкторскую документацию на производимую продукцию, и системы учета готовой продукции;
  • наличием у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица документа о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации либо документов о высшем или среднем профессиональном (техническом) образовании и о переподготовке или повышении квалификации по вопросам технической защиты информации, а также производственного стажа в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;
  • наличием у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, документа о высшем образовании или профессиональной подготовке со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

59. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем 1 раз в 2 года.

60. План проведения мероприятий по контролю составляется лицензирующим органом ежегодно в период, предшествующий календарному году, и утверждается начальником лицензирующего органа. В плане указываются наименования лицензиатов и наименование структурного подразделения лицензирующего органа с указанием фамилии и инициалов уполномоченного лица.

В план проведения мероприятий по контролю могут вноситься изменения, необходимость которых определяется созданием новых либо прекращением деятельности ранее существующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

61. Внеплановому мероприятию по контролю, предметом которого является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, а также выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

62. В случае выявления в результате мероприятия по контролю нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа составляется соответствующий акт и дается предписание об устранении выявленных нарушений.

Приостановление действия лицензии

63. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 5 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на лицензиата или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

64. При выявлении у лицензиата в ходе проведения проверки грубых нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган направляет соответствующие материалы в суд.

65. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

  • невыполнение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны в ходе служебной деятельности: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и выполнение установленных обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;
  • отсутствие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица документа о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации либо документов о высшем или среднем профессиональном (техническом) образовании и о переподготовке или повышении квалификации по вопросам технической защиты информации, а также производственного стажа в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;
  • отсутствие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, документа о высшем образовании или профессиональной подготовке со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

66. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата, которое оформляется приказом лицензирующего органа, и направляет лицензиату в письменной форме уведомление о приостановлении действия лицензии.

67. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Лицензирующий орган проводит проверку устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Возобновление действия лицензии

68. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата, которое оформляется приказом лицензирующего органа, о чем лицензирующий орган направляет лицензиату в письменной форме уведомление о возобновлении действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии

69. В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

70. Действие лицензии прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган письменного заявления лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Уведомление о прекращении действия (аннулировании) лицензии направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в письменной форме.

71. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Занесение сведений о лицензиате в реестр лицензий

72. Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

73. В реестре лицензий содержатся сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

74. Информация, относящаяся к лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на сайте в течение 30 дней с даты:

  • официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемому виду деятельности;
  • принятия решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии;
  • получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Доступ к указанной информации является свободным и безвозмездным.

Предоставление выписки из реестра лицензий

75. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах по форме согласно приложению № 3 к Регламенту предоставляется лицензирующим органом физическим и юридическим лицам после внесения платы на основании заявления.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

IV. Контроль за исполнением государственной функции

76. Текущий контроль соблюдения последовательности действий, определенных Регламентом, осуществляется начальником лицензирующего органа.

77. Уполномоченные должностные лица лицензирующего органа в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении проверок, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Порядок обжалования действий (бездействия) уполномоченного должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции

78. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, является начальник лицензирующего органа.

79. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, лицензирующий орган в течение 1 месяца сообщает лицензиату, права и законные интересы которого нарушены.

80. Обращение, поступившее в лицензирующий орган, подлежит обязательному рассмотрению.

81. Предметом обжалования могут являться: решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии, ее дубликата, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, ее приостановлении, возобновлении и аннулировании, а также несоблюдение сроков исполнения и отказ в исполнении государственной функции.

82. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — заявители) могут обратиться с жалобой на действие (бездействие) или решение, принятое в ходе исполнения государственной функции уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа (далее — жалоба), к начальнику лицензирующего органа.

83. Если заявители не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, то они вправе обратиться письменно в ФСБ России по адресу: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 2.

84. В жалобе указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • полное наименование юридического лица (в случае обращения организации);
  • почтовый адрес заявителя;
  • предмет жалобы;
  • личная подпись заявителя.

85. Письменные жалобы (обращения) рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. № 21.

86. Действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Приложение № 1
к Регламенту (п. 8)

Схема
последовательности действий при исполнении государственной функции

1 Прием лицензирующим органом заявления о предоставлении(продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии
2 Проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий
3 Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии
4 Уведомление лицензирующим органом соискателя лицензии о предоставлении или об отказе в выдаче лицензии
5 Выдача лицензирующим органом соискателю лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии (в случае принятия решения о предоставлении лицензии)
6 Занесение сведений о лицензиате в реестр лицензий

См. также:

Приложение № 2 к Регламенту (п. п. 25, 49, 50)

Приложение № 3 к Регламенту (п. 75)

Яндекс.Метрика